РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Центром укрепления здоровья учащихся и воспитанников образовательных учреждений в октябре 2006 года  проводилось исследование уровня вовлеченности детей и подростков в ситуацию употребления психоактивных веществ (ПАВ).

В диагностике участвовали школы: 1, 3, 14, 16, 35, 45, 51, 69

 В анкетировании приняли участие:

401 уч-ся младшего звена (2-4 классы);

730 уч-ся среднего и старшего звена (5-11 классы);

Всего: 1131 учащихся

 

Анкетирование, проведенное среди учащихся младших классов,

показало следующие результаты (%):

МОУ №

16

69

14

45

35

3

1

51

Итого

Общая высокая
информированность
об аспектах наркотизма

2

13

5

8

1

6

6

8

49

Интерес к такой
информации

0

4

0

3

1

0

8

0

16

Недооценка опасности

0

0

1

0

0

0

0

0

1

Положительная
характеристика
потребителей
одурманивающих
веществ

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Реальное знакомство
с людьми,
использующими
наркотики

0

0

1

0

0

0

2

0

3

Намерение
попробовать
вещество

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 Анкетирование, проведенное среди учащихся среднего и

 старшего звена, показало следующие результаты:

1. Социальное окружение и время препровождение:

1.1  Есть ли у Вас близкие друзья (подруги) (%):

 

Среднее звено

Старшее звено

Есть один близкий друг

17

14

Есть несколько близких друзей

76

72

Близких друзей нет

1

6

Не могут сказать определенно

7

9

 

1.2 Удовлетворены ли Вы тем, как проводите свободное время (%):

 

Среднее звено

Старшее звено

Да, вполне

72

57

Отчасти

19

38

Нет, совсем не удовлетворены

3

5

Затрудняются ответить

6

1

 

2. Семейные взаимоотношения:

Как часто в Вашей семье происходят разговоры о вреде

курения, алкоголя, наркотиков (%):

 

Среднее звено

Старшее звено

Практически всегда

10

8

Время от времени

38

44

Практически никогда

41

41

Затрудняются ответить

12

6

3.Информированность.

3.1 Знаете ли Вы, где в нашем городе можно приобрести наркотики? (%)

 

Среднее звено

Старшее звено

Да, знают точно

9

18

Приблизительно знают

12

42

Затрудняются ответить

79

40

 

3.2 Знаете ли Вы, как приготавливаются и принимаются наркотики? (%)

 

Среднее звено

Старшее звено

Да, знают точно

3

8

Приблизительно знают

10

57

Затрудняются ответить

87

35

 

3.3  Знаете ли Вы о последствиях применения наркотиков? (%)

 

Среднее звено

Старшее звено

Да, знают точно

36

70

Приблизительно знают

40

26

Затрудняются ответить

25

3

 

4. Отношение молодежи к наркотикам:

4.1 Отношение к юношам и девушкам, употребляющим наркотики (%):

                                                           к девушкам                        к юношам

 

Среднее звено

Старшее звено

Среднее звено

Старшее звено

Резко отрицательно

90

75

87

73

Скорее отрицательно

5

14

8

13

Безразлично

5

9

3

13

Скорее положительно

0

0

1

1

Однозначно положительно

0

0

0

0

Не могут сказать определенно

1

2

2

1

 

4.2 Что Вы думаете об употреблении наркотиков (%):

 

Среднее звено

Старшее звено

Это безобидное, интересное занятие

1

2

Вредная привычка и  ничего опасного в ней нет

2

1

Опасны только внутривенные наркотики

3

7

Опасны любые наркотики, но для тех, кто их употребляет

25

26

Очень опасно для всех

67

63

Затрудняются ответить

2

2

 

4.3 Что Вы предпримете, если узнаете, что Ваш хороший

знакомый начал принимать наркотики (%):

 

Среднее звено

Старшее звено

Постараются убедить отказаться

93

87

Посочувствуют, но действий предпринимать не будут

1

3

Останетесь безучастным

2

2

Позавидуете его смелости, независимости

0

1

Попытаетесь примкнуть к его компании

0

1

Затрудняются ответить

4

6

5. Молодежь приобщенная к наркотикам:

Как часто Вы (%):                                                 Среднее звено      

 

никогда не пробовал

пробовали 1-2 раза

сейчас нет, но раньше часто

время от времени

посто

янно

затруд

няются ответить

Курят травку и др. наркотические вещества

99

1

0

0

0

0

Употребляют наркотики в виде таблеток, порошков

100

0

0

0

0

0

Употребляют наркотики внутривенно

100

0

0

0

0

0

Старшее звено

 

никогда не пробовал

пробовал 1-2 раза

сейчас нет, но раньше часто

время от времени

постоянно

Затрудняются ответить

Курят травку и др. наркот. вещества

94

3

1

2

1

1

Употребляют

наркотики в виде таблеток, порошков

100

0

0

0

0

0

Употребляют наркотики внутривенно

100

0

0

0

0

0

 

6. Вредные привычки:

6.1 Как часто Вы (%):                                                        Среднее звено

 

никогда не пробовал

пробовал 1-2 раза

сейчас нет, но раньше часто

время от времени

посто

янно

Затру

дняются ответить

Курят сигареты, папиросы

74

20

3

1

2

1

Употребляют спиртные напитки

71

24

2

2

0

1

Вдыхают токси-манические вещества

100

0

0

0

0

0

                                                                                                     Старшее звено

 

никогда не пробовал

пробовал 1-2 раза

сейчас нет, но раньше часто

время от

 времени

постоянно

Затрудняются ответить

Курят сигареты, папиросы

41

23

14

9

8

4

Употребляют спиртные напитки

35

27

2

34

2

0

Вдыхают токси-манические вещества

98

2

0

0

0

0

 

7.2 Мотив употребления (%):

Мотив

Среднее звено

Старшее звена

1.      из интереса, хотелось испытать новые ощущения

1

14

2.      от скуки, от нечего делать

1

3

3.      назло кому-то или из чувства протеста

0

1

4.      за компанию

3

24

5.      «все в жизни надо попробовать»

2

14

6.      хотелось развлечься, повеселиться

1

12

7.      хотелось отвлечься от переживаний, тоски

0

10

8.      другие причины

5

0

9.      не помню

2

6

10. не могу сказать

2

16

к оглавлению>>>

 


Сравнение результатов анкетирования показало, что снизилось число учащихся, имеющих опыт употребления ПАВ на 1,5%, по сравнению с прошлым исследованием.

 

Отношение к употреблению наркотиков: 16% учащихся

недооценивают опасность приобщения к наркотикам (апрель 2005 – 40%), 67% учащихся считают, что наркотики опасны и для тех, кто их употребляет и для тех, кто их не употребляет (апрель 2004 – 56%)

Отношение молодежи к вредным привычкам:

 

Октябрь

2001

Апрель

 2002

Октябрь

 2002

Апрель

2003

Октябрь

2003

Апрель

2004

Ноябрь

2004

Апрель

2005

Октябрь

2006

Пробовали курить сигареты

19%

23,7%

18%

22%

23,5%

24,5%

21%

24,5%

21%

Курят время от времени

7,5%

10,8%

24%

7,6%

6,5%

11,5%

7,5%

7%

5%

Курят постоянно

6%

11,4%

2%

4%

5,5%

5%

4%

4%

4%

Пробовали алкоголь

 

28%

 

24,4%

 

15%

 

24,5%

 

25%

 

23,5%

 

27%

 

31%

 

25%

Время от времени

19,5%

11%

11%

14,5%

27,5%

21,5%

13%

34%

18%

Употребляют постоянно

4%

1,8%

1%

1,5%

1,5%

7%

1,7%

0,5%

1%

к оглавлению>>>


Изучение уровня вовлеченности детей и подростков в ситуацию употребления ПАВ позволяет сделать следующие выводы

Таким образом, в целом по городу, получаются  следующие результаты:

1. 49% детей 8-11 высоко информированы о названиях наркотиков и способов их применения (по сравнению с предыдущим исследованием эти показатели снизились на 5%). Особое внимание необходимо уделить учащимся школы № 69, (13% детей знают названия наркотиков и способов их применения)
2. 16% детей имеют повышенный интерес к информации о наркотиках (в сравнении с данными апреля2005 года, показатели увеличились на 4%);
3. 1% детей - недооценивают опасность, приобщения к наркотикам (по сравнению с предыдущим исследованием эти показатели снизились на 4%).
4. 3% детей реально знакомы с потребителями психоактивных веществ, в основном это учащиеся школ № 1, 14.
5.У 100% детей отсутствует намерение попробовать наркотическое вещество.
6. Наблюдается снижение уровня употребления психоактивных веществ учащимися школ города. Причем число учащихся, курящих «травку» и другие наркотические вещества снизилось на 1,5%.
7. По данным мониторинга, среди учащихся школ, лица, употребляющие наркотики, не выявлены.
8. Молодежь, имеющая опыт употребления наркотиков, «травки», составляет 4%, (прошлом учебном году – 6%). Употребление наркотических веществ, по ответам самих учащихся, происходило 1-2 раза.
9. 53% учащихся знают о последствиях применения наркотиков. 13,5% учащихся знают где, в нашем городе можно приобрести наркотики и как они приготавливаются и принимаются.
10. Снизилось количество курящих учащихся на 5,5%: 30% детей в возрасте 11-17 лет имеют опыт табакокурения.
11. Снизилось количество учащихся употребляющих спиртные напитки на 21,5%: 44% учащихся - употребляют алкогольные напитки из них 1% - употребляют постоянно.
12. Среди мотивов употребления алкоголя и наркотиков ведущим является «за компанию», на втором месте мотив «из интереса, хотелось испытать новые ощущения», «все в жизни надо попробовать».
13. 90% учащихся постараются убедить отказаться от наркотиков знакомого, который начал употреблять наркотики.
14. 8% учащихся совсем неудовлетворенны тем, как проводят свое свободное время.
15. 47% семей постоянно или время от времени проводят с детьми разговоры о вреде курения, алкоголизма, наркотиков.

 

к оглавлению>>>


 

  

к оглавлению>>>


 

к оглавлению>>>


 

к оглавлению>>>


 

к оглавлению>>>


РЕКОМЕНДАЦИИ

§        Образовательное учреждение должно принимать меры к выявлению обучающихся, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, другими одурманивающими веществами и (или)  участвующих в незаконном обороте указанных веществ, а также обучающихся группы риска употребления психоактивных веществ. Необходимо вести  учет таких обучающихся, проводить с ними индивидуальную профилактическую работу. При этом действия администрации должны быть направлены не на выталкивание таких подростков и молодых людей из образовательного учреждения, а на  оказание им необходимой психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи.

§        В  школе именно школа должна выступать своеобразным "генератором общественного договора" между основными участниками профилактического процесса, т.е. учащимися, родителями, общественными объединениями, действующими в микрорайоне, об организации и поддержании и в микрорайоне, и в школе “экологически чистого” в отношении наркотиков климата.

§        Только разработка и последовательная реализация комплексной системы мер, направленных на разрешение основных проблем в сфере профилактики ПАВ среди детей, подростков и молодежи,  позволит обеспечить  эффективность профилактической работы

§        Следует уточнить, что негативно-ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ, т.е. традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях приема ПАВ не обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблемно-ориентированные воздействия безусловно необходимы, но недостаточны. Проблема предупреждения злоупотребления ПАВ только на их основе принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ.

§        Создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Заинтересованными министерствами и ведомствами  должны быть определены формы межведомственного взаимодействия в вопросах выявления,  взаимного информирования и учета обучающихся , злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечения распространения наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях.

§        Концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ среди детей и подростков должна быть основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

§        Необходимо формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;

§        Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку;

§        Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от “пробы” и приема ПАВ, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления ПАВ учащимися;

к оглавлению>>>

Хостинг от uCoz