Центром укрепления здоровья учащихся и воспитанников образовательных учреждений в октябре 2006 года проводилось исследование уровня вовлеченности детей и подростков в ситуацию употребления психоактивных веществ (ПАВ).
В диагностике участвовали школы: 1, 3, 14, 16, 35, 45, 51, 69
В анкетировании приняли участие:
401 уч-ся младшего звена (2-4 классы);
730 уч-ся среднего и старшего звена (5-11 классы);
Всего: 1131 учащихся
Анкетирование, проведенное среди учащихся младших классов,
показало следующие результаты (%):
МОУ № |
16 |
69 |
14 |
45 |
35 |
3 |
1 |
51 |
Итого |
Общая высокая |
2 |
13 |
5 |
8 |
1 |
6 |
6 |
8 |
49 |
Интерес к такой |
0 |
4 |
0 |
3 |
1 |
0 |
8 |
0 |
16 |
Недооценка опасности |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Положительная |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Реальное знакомство |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
3 |
Намерение |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Анкетирование, проведенное среди учащихся среднего и
старшего звена, показало следующие результаты:
1. Социальное окружение и время препровождение:
1.1 Есть ли у Вас близкие друзья (подруги) (%):
|
Среднее звено |
Старшее звено |
Есть один близкий друг |
17 |
14 |
Есть несколько близких друзей |
76 |
72 |
Близких друзей нет |
1 |
6 |
Не могут сказать определенно |
7 |
9 |
1.2 Удовлетворены ли Вы тем, как проводите свободное время (%):
|
Среднее звено |
Старшее звено |
Да, вполне |
72 |
57 |
Отчасти |
19 |
38 |
Нет, совсем не удовлетворены |
3 |
5 |
Затрудняются ответить |
6 |
1 |
2. Семейные взаимоотношения:
Как часто в Вашей семье происходят разговоры о вреде
курения, алкоголя, наркотиков (%):
|
Среднее звено |
Старшее звено |
Практически всегда |
10 |
8 |
Время от времени |
38 |
44 |
Практически никогда |
41 |
41 |
Затрудняются ответить |
12 |
6 |
3.Информированность.
3.1 Знаете ли Вы, где в нашем городе можно приобрести наркотики? (%)
|
Среднее звено |
Старшее звено |
Да, знают точно |
9 |
18 |
Приблизительно знают |
12 |
42 |
Затрудняются ответить |
79 |
40 |
3.2 Знаете ли Вы, как приготавливаются и принимаются наркотики? (%)
|
Среднее звено |
Старшее звено |
Да, знают точно |
3 |
8 |
Приблизительно знают |
10 |
57 |
Затрудняются ответить |
87 |
35 |
3.3 Знаете ли Вы о последствиях применения наркотиков? (%)
|
Среднее звено |
Старшее звено |
Да, знают точно |
36 |
70 |
Приблизительно знают |
40 |
26 |
Затрудняются ответить |
25 |
3 |
4. Отношение молодежи к наркотикам:
4.1 Отношение к юношам и девушкам, употребляющим наркотики (%):
к девушкам к юношам
|
Среднее звено |
Старшее звено |
Среднее звено |
Старшее звено |
Резко отрицательно |
90 |
75 |
87 |
73 |
Скорее отрицательно |
5 |
14 |
8 |
13 |
Безразлично |
5 |
9 |
3 |
13 |
Скорее положительно |
0 |
0 |
1 |
1 |
Однозначно положительно |
0 |
0 |
0 |
0 |
Не могут сказать определенно |
1 |
2 |
2 |
1 |
4.2 Что Вы думаете об употреблении наркотиков (%):
|
Среднее звено |
Старшее звено |
Это безобидное, интересное занятие |
1 |
2 |
Вредная привычка и ничего опасного в ней нет |
2 |
1 |
Опасны только внутривенные наркотики |
3 |
7 |
Опасны любые наркотики, но для тех, кто их употребляет |
25 |
26 |
Очень опасно для всех |
67 |
63 |
Затрудняются ответить |
2 |
2 |
4.3 Что Вы предпримете, если узнаете, что Ваш хороший
знакомый начал принимать наркотики (%):
|
Среднее звено |
Старшее звено |
Постараются убедить отказаться |
93 |
87 |
Посочувствуют, но действий предпринимать не будут |
1 |
3 |
Останетесь безучастным |
2 |
2 |
Позавидуете его смелости, независимости |
0 |
1 |
Попытаетесь примкнуть к его компании |
0 |
1 |
Затрудняются ответить |
4 |
6 |
5. Молодежь приобщенная к наркотикам:
Как часто Вы (%): Среднее звено
|
никогда не пробовал |
пробовали 1-2 раза |
сейчас нет, но раньше часто |
время от времени |
посто янно |
затруд няются ответить |
Курят травку и др. наркотические вещества |
99 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Употребляют наркотики в виде таблеток, порошков |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Употребляют наркотики внутривенно |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
никогда не пробовал |
пробовал 1-2 раза |
сейчас нет, но раньше часто |
время от времени |
постоянно |
Затрудняются ответить |
Курят травку и др. наркот. вещества |
94 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Употребляют наркотики в виде таблеток, порошков |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Употребляют наркотики внутривенно |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6. Вредные привычки:
6.1 Как часто Вы (%): Среднее звено
|
никогда не пробовал |
пробовал 1-2 раза |
сейчас нет, но раньше часто |
время от времени |
посто янно |
Затру дняются ответить |
Курят сигареты, папиросы |
74 |
20 |
3 |
1 |
2 |
1 |
Употребляют спиртные напитки |
71 |
24 |
2 |
2 |
0 |
1 |
Вдыхают токси-манические вещества |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Старшее звено
|
никогда не пробовал |
пробовал 1-2 раза |
сейчас нет, но раньше часто |
время от времени |
постоянно |
Затрудняются ответить |
Курят сигареты, папиросы |
41 |
23 |
14 |
9 |
8 |
4 |
Употребляют спиртные напитки |
35 |
27 |
2 |
34 |
2 |
0 |
Вдыхают токси-манические вещества |
98 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7.2 Мотив употребления (%):
Мотив |
Среднее звено |
Старшее звена |
1. из интереса, хотелось испытать новые ощущения |
1 |
14 |
2. от скуки, от нечего делать |
1 |
3 |
3. назло кому-то или из чувства протеста |
0 |
1 |
4. за компанию |
3 |
24 |
5. «все в жизни надо попробовать» |
2 |
14 |
6. хотелось развлечься, повеселиться |
1 |
12 |
7. хотелось отвлечься от переживаний, тоски |
0 |
10 |
8. другие причины |
5 |
0 |
9. не помню |
2 |
6 |
10. не могу сказать |
2 |
16 |
Сравнение результатов анкетирования показало, что снизилось число учащихся, имеющих опыт употребления ПАВ на 1,5%, по сравнению с прошлым исследованием.
Отношение к употреблению наркотиков: 16% учащихся
недооценивают опасность приобщения к наркотикам (апрель 2005 – 40%), 67% учащихся считают, что наркотики опасны и для тех, кто их употребляет и для тех, кто их не употребляет (апрель 2004 – 56%)
Отношение молодежи к вредным привычкам:
|
Октябрь 2001 |
Апрель 2002 |
Октябрь 2002 |
Апрель 2003 |
Октябрь 2003 |
Апрель 2004 |
Ноябрь 2004 |
Апрель 2005 |
Октябрь 2006 |
Пробовали курить сигареты |
19% |
23,7% |
18% |
22% |
23,5% |
24,5% |
21% |
24,5% |
21% |
Курят время от времени |
7,5% |
10,8% |
24% |
7,6% |
6,5% |
11,5% |
7,5% |
7% |
5% |
Курят постоянно |
6% |
11,4% |
2% |
4% |
5,5% |
5% |
4% |
4% |
4% |
Пробовали алкоголь |
28% |
24,4% |
15% |
24,5% |
25% |
23,5% |
27% |
31% |
25% |
Время от времени |
19,5% |
11% |
11% |
14,5% |
27,5% |
21,5% |
13% |
34% |
18% |
Употребляют постоянно |
4% |
1,8% |
1% |
1,5% |
1,5% |
7% |
1,7% |
0,5% |
1% |
Изучение уровня вовлеченности детей и подростков в ситуацию употребления ПАВ позволяет сделать следующие выводы:
Таким образом, в целом по городу, получаются следующие результаты:
1. 49% детей 8-11 высоко информированы о названиях наркотиков и способов
их применения (по сравнению с предыдущим исследованием эти показатели снизились
на 5%). Особое внимание необходимо уделить учащимся школы № 69, (13% детей знают
названия наркотиков и способов их применения)
2. 16% детей имеют повышенный интерес к информации о наркотиках (в
сравнении с данными апреля2005 года, показатели увеличились на 4%);
3. 1% детей - недооценивают опасность, приобщения к наркотикам (по
сравнению с предыдущим исследованием эти показатели снизились на 4%).
4. 3% детей реально знакомы с потребителями психоактивных веществ, в
основном это учащиеся школ № 1, 14.
5.У 100% детей отсутствует намерение попробовать наркотическое вещество.
6. Наблюдается снижение уровня употребления психоактивных веществ
учащимися школ города. Причем число учащихся, курящих «травку» и другие
наркотические вещества снизилось на 1,5%.
7. По данным мониторинга, среди учащихся школ, лица, употребляющие
наркотики, не выявлены.
8. Молодежь, имеющая опыт употребления наркотиков, «травки», составляет
4%, (прошлом учебном году – 6%). Употребление наркотических веществ, по ответам
самих учащихся, происходило 1-2 раза.
9. 53% учащихся знают о последствиях применения наркотиков. 13,5%
учащихся знают где, в нашем городе можно приобрести наркотики и как они
приготавливаются и принимаются.
10. Снизилось количество курящих учащихся на 5,5%: 30% детей в возрасте
11-17 лет имеют опыт табакокурения.
11. Снизилось количество учащихся употребляющих спиртные напитки на
21,5%: 44% учащихся - употребляют алкогольные напитки из них 1% - употребляют
постоянно.
12. Среди мотивов употребления алкоголя и наркотиков ведущим является «за
компанию», на втором месте мотив «из интереса, хотелось испытать новые
ощущения», «все в жизни надо попробовать».
13. 90% учащихся постараются убедить отказаться от наркотиков знакомого,
который начал употреблять наркотики.
14. 8% учащихся совсем неудовлетворенны тем, как проводят свое свободное
время.
15. 47% семей постоянно или время от времени проводят с детьми разговоры
о вреде курения, алкоголизма, наркотиков.
§ Образовательное учреждение должно принимать меры к выявлению обучающихся, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, другими одурманивающими веществами и (или) участвующих в незаконном обороте указанных веществ, а также обучающихся группы риска употребления психоактивных веществ. Необходимо вести учет таких обучающихся, проводить с ними индивидуальную профилактическую работу. При этом действия администрации должны быть направлены не на выталкивание таких подростков и молодых людей из образовательного учреждения, а на оказание им необходимой психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи.
§ В школе именно школа должна выступать своеобразным "генератором общественного договора" между основными участниками профилактического процесса, т.е. учащимися, родителями, общественными объединениями, действующими в микрорайоне, об организации и поддержании и в микрорайоне, и в школе “экологически чистого” в отношении наркотиков климата.
§ Только разработка и последовательная реализация комплексной системы мер, направленных на разрешение основных проблем в сфере профилактики ПАВ среди детей, подростков и молодежи, позволит обеспечить эффективность профилактической работы
§ Следует уточнить, что негативно-ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ, т.е. традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях приема ПАВ не обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблемно-ориентированные воздействия безусловно необходимы, но недостаточны. Проблема предупреждения злоупотребления ПАВ только на их основе принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ.
§ Создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Заинтересованными министерствами и ведомствами должны быть определены формы межведомственного взаимодействия в вопросах выявления, взаимного информирования и учета обучающихся , злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечения распространения наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях.
§ Концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ среди детей и подростков должна быть основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
§ Необходимо формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
§ Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку;
§ Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от “пробы” и приема ПАВ, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления ПАВ учащимися;