МЕРОПРИЯТИЯ

 

Наркопрофилактическая деятельность добровольцев в образовательном пространстве

Исходя из опыта работы, основными направлениями деятельности подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко- и алкогольной зависимости могут быть следующие:
1. Работа с группами детей и подростков в учебных заведениях.
2. Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда:

• разработка и распространение наглядных материалов (закладок, буклетов, брошюр и т.д.);
• подготовка аудио- и видеоматериалов по теме

• массовые шествия, рейды, акции, ток-шоу и т.д.

• театрализованные представления

• тематические теле- и радиопередачи.

3. Освещение своей деятельности в средствах массовой информации, связь с общественностью,
4. Привлечение новых добровольцев, их отбор и подготовка к работе со сверстниками по принципу "равный - равному".
5. Организация психологической само- и взаимопомощи добровольцев.
6. Неспецифическая профилактическая деятельность:
• социально-значимые проекты с привлечением ровесников (помощь одиноким пенсионерам, озеленение микрорайона, и др.);
• поведением; отстающие в учебе; или таких, у кого существует вероятность изоляции от социально-позитивной среды.

7. Чем выше уровень риска среди населения, тем более интенсивными должны быть профилактические усилия и тем раньше они должны начинаться.
8. Профилактические программы должны соответствовать возрастным категориям, быть разработаны надлежащим образом и в соответствии с культурными особенностями района.

9. Эффективны профилактические программы являются эффективными и по затратам. Каждый рубль, истраченный на профилактику употребления наркотиков, может сберечь для региона 4-5 рублей, которые позже пришлось бы затратить на лечение наркоманов.
 

(По материалам пособий: «В помощь добровольцу». - 000 "Социальный центр молодежи Кузбасса". -Кемерово, 2000;
«Рабочий набор профилактолога. Сборник полезных методических и информационных материалов...» — Новосибирск: Гуманитарный проект, 2002)

к оглавлению>>>


Социальное проектирование в волонтерской практике: программа обучающего курса для подростков и старшеклассников

Данные методические рекомендации представляет собой основу для разработки и проведения конкурса школьных грантов «Наше будущее - в наших руках!» по развитию инициатив учащихся, учителей в области профилактики нарко- и алкогольной зависимости в образовательном учреждении. Рекомендации предназначаются для специалистов образовательных учреждений, работающих по программам наркопрофилактики со старшими подростками и старшеклассниками (т.е. учащимися 13 - 17 лет) в рамках развития добровольческого движения. Включение добровольцев в разработку и реализацию собственных проектов даёт им возможность самореализоваться социально приемлемым способом, ощутить себя значимым и успешным, что является мощным внутренним барьером для вовлечения в наркотизацию.
В школе объявляется грантовый конкурс для учащихся и учителей по разработке собственных проектов в направлении наркопрофилактики. Формируются рабочие группы, которые проходят краткий курс обучения и на основе собственной идеи разрабатывают проект деятельности в указанном направлении. Проект может иметь исследовательскую, социальную или культурную направленность. Лучшие из проектов получают грант на реализацию (денежную сумму, необходимую для его воплощения). Творческие группы, получившие гранты на реализацию своих проектов, самостоятельно реализуют их согласно разработанному ими проекту, привлекая сверстников в качестве участников проекта (реализаторов или целевой группы).

Пояснительная записка

Ребёнок, подросток, молодой человек, по тем или иным причинам соприкоснувшийся с проблемой нарко- или алкогольной зависимости, более или менее глубоко оказавшийся в неё вовлечённым, выходит из неё разными способами. Если он находится в защищённой жизненной ситуации, если его личностная несформированность, обусловленная юным возрастом, компенсируется благополучным окружением, если ценности его формируются в целом позитивно, а любопытство удовлетворяется вовремя и с помощью грамотно донесённой до него информации, если ему прививаются навыки позитивного осмысления своей жизнедеятельности и осмысленного, ответственного волеизъявления, то можно быть почти уверенным, что он найдёт в себе достаточно сил и сумеет сделать правильный выбор в пользу продолжения своей жизни - здоровой, плодотворной, благополучной. Если же под разрушительное воздействие рискованной ситуации попадает ребёнок, не имеющий развитого личностного потенциала для сопротивления, чья жизненная ситуация неблагополучна и рядом нет людей, которые могли бы оказать ему поддержку и которым бы он доверял, то выходить из этой ситуации он будет гораздо дольше и с гораздо большими потерями - здоровья, сил, времени, жизни.
Это истины. Как истина и то, что в одиночку ему с проблемой не справиться, что нужны добрые люди рядом, совместная работа и совместная жизнь, которая поможет ребёнку научиться доверять этому непростому и часто опасному миру, ясно видеть его хорошие и плохие стороны, делать осознанный выбор, проявлять свою волю в осуществлении собственных инициатив и брать на себя ответственность за их реализацию.
Школа в соответствии с Законом «Об образовании» несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, в том числе за защиту детей от незаконного потребления наркотиков и иных одурманивающих веществ. В образовательном учреждении должна осуществляться комплексная работа по профилактике нарко- и алкогольной зависимости, которая не ограничивалась бы информационно-просветительской деятельностью, а способствовала бы разностороннему развитию и становлению личности ребёнка, включению его в актуальную для него и для общества деятельность, способствующую формированию у него активной позиции по отношению к актуальной для него проблеме.
Мы предлагаем Вашему вниманию примерную разработку конкурса школьных грантовых проектов как технологии инициирования процессов социальной активности участников образовательной деятельности в направлении профилактики нарко- и алкогольной зависимости. Форма работы была выбрана не случайно. Проведение грантовых конкурсов является признанным способом оптимизации и развития содержания практически всех сфер деятельности. Ярким примером тому является появление после 1991 года на территории России множества различных зарубежных грантодающих фондов, стратегической целью деятельности которых являлась поддержка экономики России в переходный период, содействие её интеграции в мировое сообщество, поддержка демократических преобразований и развитие гражданского общества. В соответствии с выбранной стратегией фонды систематически проводили и проводят грантовые конкурсы, принять участие в которых могут как отдельные граждане нашей страны, так и организации различных профилей, уровней, направленностей, сфер. Благодаря деятельности грантодающих организаций многие процессы преобразований в нашей стране
протекают более скоординировано, динамично, целенаправленно, результативно. Многие коллективы, возникшие в результате участия в данной деятельности, в настоящее время продолжают свою работу самостоятельно.
Технологии социальной работы, в том числе и технологии грантовых конкурсов, привнесённые в нашу жизнь зарубежными организациями, успешно прижились. Одну из них, произвольно адаптированную к условиям средней школы и проблематике профилактики нарко- и алкогольной зависимости, мы и предлагаем вниманию заинтересованных специалистов образовательных учреждений, обладающих авторитетом у школьников и лидерскими качествами.

Цели включения в наркопрофилактическую деятельность школы конкурса грантовых социальных проектов:
> Инициирование процессов социальной активности учащихся, учителей, родителей в решении проблем профилактики нарко- и алкогольной зависимости в школе, создание механизма взаимодействия участников образовательного процесса.
> Развитие и стимулирование инициатив учащихся, учителей, родителей и других представителей сообщества в области профилактики ПАВ в школе.
> Совершенствование школьной развивающей среды, интеграция базисного и дополнительного образования в направлении профилактики ПАВ.
> Оптимизация процессов взаимодействия активных участников нарко профилактического процесса в школе и за ее пределами.
Метод социальных проектов в школе можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии лидера (педагога или тренера) и участника конкурса (учащегося, педагога, др.); как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по решению социально важной проблемы. Этот метод позволяет повысить эффективность профилактики ПАВ за счёт организации активного взаимодействия участников наркопрофилактической работы - учащихся, педагогов школ, представителей сообщества при разработке и реализации проектов; за счёт использования интерактивных методов в обучающем цикле; разбора результатов деятельности и личностной рефлексии.

Цель конкурса школьных грантовых проектов: создание механизма развития инициатив добровольцев -участников образовательного процесса в направлении как специфического, так и неспецифического аспектов наркопрофилактической деятельности. В ходе достижения цели решаются следующие задачи: Обеспечить участников конкурса информацией по вопросам грантовой деятельности, её формах, методах, видах и направлениях деятельности
грантодающих организаций. « Содействовать формированию навыков самостоятельного выбора, оценки собственных ресурсов и ресурсов окружающей среды и управления ими; коммуникативных и лидерских качеств. « Организовать самостоятельную экспериментально-творческую работу по поиску и разработке собственной социально значимой идеи и её оформлению в виде проекта.

• Разработать совместно с участниками конкурса их личные планы действий по реализации проекта.
• Организовать комплексное сопровождение ребёнка во время разработки и осуществления проекта.
• Привлечь денежные ресурсы для создания грантового фонда конкурса.

Роль школы в организации конкурса:
Ваша роль в конкурсе (роль организации, самостоятельно разрабатывающей и реализующей проект), помимо роли образовательного учреждения, тождественна роли грантодающего фонда - вы самостоятельно исследуете и формулируете социальный запрос, разрабатываете стратегию решения социально значимой проблемы, привлекаете средства на реализацию, осуществляете взаимоотношения с участниками конкурса, оцениваете эффективность проделанной работы, её значимость для решения проблемы, т.е. являетесь политиком, разрабатывающим и реализующим стратегию решения социальной проблемы.
Конечно, при этом роль учреждения, которое призвано обеспечить детям получение среднего образования, остаётся неизменной. Более того, проектирование является универсальным методом интеграции воспитательно-образовательного процесса и дополнительного образования на основе решения общей социально значимой проблемы. Причём, цели наркопрофилактики будут достигаться даже в случае изменения содержания конкурса, смены решаемой проблемы - за счет форм, методов и целей организации конкурсного взаимодействия (т.е. за счёт развития неспецифического аспекта наркопрофилактической деятельности). Разрабатывая и реализуя проект любого содержания (профилактика ПАВ, развитие школьных традиций, соблюдение прав детей в школе и пр.) и любого вида (исследовательский, творческий, социальный и пр.), подросток получит возможность ощутить себя значимым, заслуживающим доверие, способным на самостоятельную творческую деятельность.

Ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание при подготовке и проведении конкурса:
• Формирование грантового фонда и финансирование расходов добровольцев (участников конкурса) является непременным условием его проведения, иначе деятельность, утратив важные смыслообразующие компоненты, потеряет целостность. Во-первых, разработанные проекты в лучшем случае будет сложнее реализовать, в худшем случае их не удастся вывести на стадию реализации, т.е. цели конкурса не будут достигнуты. Во-вторых, участники должны получить опыт получения финансовой поддержки собственной социально значимой идеи и своего социально значимого труда, самостоятельного конструктивного управления финансами, что очень значимо для достижения целей нарко профилактики.
• Добровольческий проект может иметь исследовательскую (например, социологическое исследование увлечений школьников или их основных проблем), социальную (помощь пенсионерам или озеленение микрорайона) или культурную (организация досуговых мероприятий, кружков, спектаклей) направленность. Поэтому необходимо ввести несколько конкурсных номинаций. Школа должна быть готова к тому, чтобы при необходимости предоставить помещение и обеспечить для добровольцев возможность проконсультироваться у специалистов по реализации проекта.
• Проводя конкурс первый, второй раз, нет необходимости формировать большой грантовый фонд. Для поддержки одного детского проекта, рассчитанного на небольшой срок реализации (от 1 дня до недели) вполне достаточно 300 - 500 рублей. Если участники конкурса (дети) разработали более долгосрочный проект (например, на 1 месяц и более), то сумма увеличится. Конечно, проекты взрослых участников конкурса могут быть более затратными.

Результаты проведения конкурса можно представить в виде следующих блоков:
• Образовательные - участники конкурса должны получить представление о механизмах, формах, методах социального проектирования и грантовой деятельности; получить предпосылки для формирования навыков поисковой и исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы; развить умения самостоятельного формулирования проблемы и определения возможных методов её решения; сформировать умение применять данные методы, искать варианты их применения; получить навыки конструктивного
общения в процессе совместной деятельности. Участники конкурса должны научиться пользоваться различными источниками информации по проблеме, планировать свою деятельность по достижению цели, составлять стратегию её реализации и бизнес-обоснование, научиться распоряжаться денежными и другими ресурсами и отчитываться за их использование, получить навыки сотрудничества, позитивной коммуникации.
• Социальные -- повышение социальной активности в школе, проявление и реализация инициатив в направлении наркопрофилактики; проявление социально активных лидеров, формирование творческих групп, коллективов; развитие форм взаимодействия участников образовательного процесса; демократизация уклада школьной жизни. Прогнозируемый долгосрочный эффект - улучшение наркоситуации в школе.
• Методические - развитие методической базы первичной и вторичной профилактики нарко- и алкогольной зависимости за счёт включения профилактических компонентов в содержание учебных курсов, разработки проектов профилактических мероприятий. Развитие интегративных образовательных программ, курсов.

Стратегия реализации конкурсной программы: 1 этап
1.
Создание инициативной группы из числа учителей, учащихся школы, других участников образовательного процесса. Создание группы экспертов для определения победителей конкурса.
2. Консультации для учителей по вопросам проектирования, включения метода проектов в образовательную деятельность.
3. Адаптация содержания конкурса к условиям конкретного учебного заведения или самостоятельная разработка содержания конкурса. Разработка системы мониторинга эффективности проекта в нужном вам направлении
 профилактика наркозависимости, развитие образовательной среды и пр.) Распределение функций, сфер ответственности. Определение сроков разработки проектов, сроков их реализации.
4. Проведение кампании по сбору средств на реализацию проекта. Определение сумм финансирования, количества проектов, которые будут профинансированы.
5. Подготовка конкурсной документации.
6. Презентация проекта в школе, определение участников конкурса.
7. Проведение обучения, формирование творческих групп, организация психологического сопровождения участников конкурса, привлечение специалистов для консультаций.
8. Раздача конкурсной документации, организация деятельности по разработке проектов.
9. Приём заявленных на конкурс проектов на экспертизу, проведение экспертизы, определение победителей.
10. Объявление результатов 1 этапа конкурса. Выдача денежных средств на реализацию проектов.
2 этап
1. Презентации победивших в конкурсе проектов.
2. Начало реализации проектов.
3. Организация информационного, консультативного сопровождения деятельности творческих групп.
4. Завершение реализации проектов. Оценка результатов.
5. Проведение презентации результатов реализации проектов участников конкурса и в целом конкурсной программы. Оценка эффективности.
6. Определение перспектив и направлений развития программы.
Вы можете видоизменить данную стратегию по своему усмотрению, в зависимости от условий вашей школы, ваших целей, вашего опыта.


Примерное содержание курса «Основные навыки грантового проектирования в направлении профилактики нарко- и алкогольной зависимости».

Раздел 1. Введение. Развитие коммуникативных навыков и навыков групповой работы.
Тема 1.1 Цели обучения, взаимосвязь целей обучения с целями конкурса. Предмет, цели, задачи курса. Способы организации процесса обучения. Принципы, формы и методы обучения. Знакомство с участниками конкурса (игра «Ассоциации»). Обсуждение и принятие правил группы (работа в микрогруппах, совместное обсуждение). Правила проведения мозгового штурма. Прояснение ожиданий от участия в конкурсе (мозговой штурм).

Тема 1.2 Общение.
Вербальное и невербальное общение. Игра «'Пойми меня», «Разбитый квадрат». Обсуждение результатов игры. Определение видов вербального и невербального общения. Определение условий конструктивного общения. Определение видов слушания. Выделение ценности внимательного слушания собеседника для конструктивного общения. Определение правил конструктивного общения (работа в микрогруппах).

к оглавлению>>>


Добровольческое движение в рамках красного креста: программа обучающего семинара-тренинга по первичной наркомании в молодежной среде


Пояснительная записка

Наркологическая ситуация в г. Юрге отображает общую напряженную обстановку в стране. Территория города в настоящее время относится к одним из самых неблагополучных в Кузбассе по уровню распространенности наркомании: среди населения, что сопровождается ростом преступности среди наркоманов - значительно возросли среди больных наркоманией смертность от отравлений наркотиками и заболеваемость гепатитами (В, С). Реальной стала опасность .эпидемического распространения ВИЧ-инфекцией, социальные последствие которого несоизмеримо выше.
По статистическим данным 2004г., в г. Юрге среди наркопотребителей выявлены и липа подросткового возраста, что вызывает неподдельную тревогу. Следует учесть, что наркомания относится к латентным видам заболевания, т.е. число выявленных больных значительно меньше фактической распространености: емкости среди населения. По оценкам экспертов, истинная численность- наркоманов в 5-6 раз превышает цифры официальной статистики.
Прогноз развития наркомании в городе на ближайшие годы неблагоприятен и усугубляется происходящими процессами в социально-экономической сфере.
Наиболее эффективным решением данной проблемы является первичная профилактика наркомании среди молодого населения города. Информировать, обучать молодежь и подростков можно по-разному. Сегодня предлагается масса профилактических программ, использующих традиционные методы, которые не всегда работают. Выходом из сложившейся ситуации может стать создание профилактических программ нового поколения и развитие новых, нетрадиционных подходов в профилактике.
Молодежный медико-социальный центр Юргинского отделения Российского Красного Креста работает по разным программам, но приоритетным направлением является Федеральная программа «Молодежь и СПИД: равный обучает равного». Данная программа осуществляется на протяжении 2-х лет в разных регионах Западной Сибири, в том числе и в Кемеровской области.
Наиболее важным подходом в этой программе является привлечение в профилактическую работу подростков и молодежи. Подходящей формой работы является профилактический тренинг. Целью ставится максимальное усвоение знаний или информации по данной проблеме и умение их применять в реальных жизненных ситуациях. За период 2002-2004 гг. среди молодежных лидеров на базе ММСЦ ЮГО РКК было проведено несколько обучающих семинаров-тренингов по профилактике наркомании и ВИЧ/СПИДа. Обучившись, ребята на базе своих учебных заведений проводили занятия-тренинги по данным проблемам. Опыт показал, что принадлежность ребят, проводивших занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность - все это увеличивает положительный эффект.
Данный обучающий профилактический семинар-тренинг проводится с молодежными лидерами 15-16 лет, не имеющими опыт в употреблении наркотических средств и психотропных веществ для распространения, передачи полученной информации по проблеме наркомании подросткам 13-15 лет. Подростки - целевая группа, для которых предназначена эта информация, т.к. им свойственны склонность к риску и острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отвергнутым и стремление влиться в группу сверстников. А это может привести к поведению, опасному для здоровья. Кроме того, личность подростка восприимчива и быстро впитывает как хорошее, так и плохое. Проводя тренинги для подростков, можно дать им возможность приобрести необходимые знания, умения и навыки для сохранения здоровья, которые будут использоваться ими в течение всей жизни. Молодежные лидеры проводят профилактический тренинг по принципу «равный обучает равного». Основным постулатом принципа является вовлечение в деятельность представителей своей целевой группы, что позволяет подросткам чувствовать себя в «своей тарелке».
Набор в группу обучающего семинара-тренинга осуществляется по принципу добровольности самих участников, не имеющих опыт в
употреблении наркотических средств и психотропных веществ. Обучающий семинар-тренинг может иметь продолжительность от одного до трех дней. На каждый день планируется горячий обед и две кофе-паузы. В конце каждого рабочего дня проводится рефлексия. Семинар проводится не менее чем двумя ведущими.
 

Цель семинара-тренинга: обучить молодежных лидеров основам проведения занятия-тренинга с подростками по профилактике наркомании. Задачи:
- повысить уровень информированности по данной проблеме;
- выработать и развить навыки, предотвращающие употребление
наркотических средств и психотропных веществ;
- сформировать ценности к сбережению своего здоровья;
- укрепить позитивные жизненные позиции;
- развить коммуникативные навыки;
- ознакомить с методами и формами проведения профилактического
занятия-тренинга;
- создать единую профилактическую команду;
Состав участников: группа 10-15 человек.
Этапы проведения (структура) семинара-тренинга.
1. Открытие семинара-тренинга. Введение (5 % рабочего времени). Ознакомить участников с целями и задачами семинара-тренинга, режимом работы. (Можно пригласить выступить известного деятеля молодежной политики, который затронет актуальность проводимого семинара.)
2. Знакомство (5% Нерабочего времени). На данном этапе происходит знакомство участников между собой, с ведущими семинара в форме специальных игр.
3. Ожидания участников (5 Нерабочего времени). Этот этап необходим для того, чтобы ведущий мог скорректировать объем, уровень сложности и стиль подачи материала в информационном блоке.
4. Принятие правил работы группы (5 % рабочего времени). Этот этап рождения группы, когда она принимает на себя обязательства и готова им следовать.
5. Оценка уровня информированности (5%  Нерабочего времени). Выясняются имеющиеся знания у участников по данной проблеме.
6. Актуализация проблемы (10-30% рабочего времени). Этот этап проходит красной нитью через весь семинар. Задача - сделать проблему актуальной для каждого участника.
7. Информационный блок по наркомании (20-40 Нерабочего времени). Этот этап должен быть разбит на несколько логически завершенных частей, которые распределены по всему семинару. Дается информация о причинах и последствиях заболевания и социальных явлениях, о их влиянии на личность и общество, лечении и реабилитации и т.д. (Можно пригласить выступить специалиста по данной проблеме),
8. Приобретение практических навыков (20-60 Нерабочего времени).
Навыки, приобретающиеся в процессе семинара:
- коммуникативные;
- принятие решений (можно использовать «мозговые штурмы», игры и
т.д.);
- изменение стратегии поведения (этот навык помогает человеку гибко и
пластично реагировать в любой ситуации, лучше приспосабливаться к
окружающей обстановке, быстрее находить выход в сложных ситуациях и т.д.).
9. Информационный блок: Структура профилактического 1,5-
часового занятия-тренинга (10-20 % рабочего времени).
На данном этапе идет подготовка к разработке занятия. Ставятся цели и задачи. Обговариваются формы, методы, приемы, которые можно использовать. Проговариваются психологические особенности подросткового возраста. Завершающим моментом является самостоятельное составление занятий участниками и защита разработок.
10. Завершение работы. Получение обратной связи. Закрытие семинара
(5% Нерабочего времени).
Задачи этапа:
- подвести итоги семинара;
- выяснить, сбылись ли ожидания участников;
- оценить изменение уровня информированности;
- вручить методическое пособие по проведению тренинга,
информационно-просветительский материал: буклеты, брошюры и т.д.

к оглавлению>>>


Добровольческое движение в рамках психологической службы образования

 

актуальность для города
Идея создания и подготовки волонтеров и волонтерского движения в г. Березовском возникла из актуальных потребностей нашего общества в целом и города в частности. Известно, что социальные последствия, вызванные приемом наркотиков, являются разрушительными как для одного человека, так и для всего общества.
Опрос, проведенный специалистами ППЦ среди 8-классников одной из центральных школ, показал, что курят 30% учащихся 8-х классов, ничего плохого не видят в этой привычке 28,5%, предполагают, что будут курить в будущем, 30% опрощенных.
Курящих родителей имеют 73% участников анкеты, хотя интересен тот факт, что 94,5% не хотят иметь в будущем курящих супругов. Вред курения осознают 84% восьмиклассников.По результатам другого обследования, проведенного среди старшеклассников (9-ые - 11-ые классы), по выявлению отношения к ПАВ -
употребляют алкоголь - 46%, наркотические вещества - 27% (в их число вошли и те, кто пробовал хотя бы один раз), курят - 42% старшеклассников.
Таким образом, с взрослением учащихся картина употребления ПАВ становится все менее утешительной. Поэтому, исходя из опыта нашей работы и на основании имеющихся данных, мы приходим к общеизвестному выводу о том, что современный подход к решению проблемы предполагает приоритет профилактической работы с детьми и подростками.
 


начало деятельности

Профилактика употребления ПАВ среди школьников, став одним из ведущих направлений деятельности ППЦ, относится корнями еще к 1999 г. Началось все с того, что в декабре 1998 года в г. Кемерово прошли подготовку по программе «Умей сказать «Нет!» 6 педагогов-психологов, целью которых было ведение добровольческой деятельности (по профилактике нарко- и алкогольной зависимости и антиобщественного поведения среди учащихся). Затем были обучены еще два тренера. За это время было подготовлено 6 групп в количестве 67 учащихся. Поначалу работа с учащимися носила чисто просветительско-пропагандистский характер здорового образа жизни и вреда ПАВ, и этот адаптационный период получился затяжным. Мы брали старшеклассников из разных образовательных учреждений, в том числе и из вечерней сменной школы, не только активистов, а наоборот, тех, кого относят к разряду «трудных».
Лишь последние два года мы стали готовить среди старшеклассников своих преемников, которые станут активными помощниками на местах классным руководителям и администрации школ. Сегодня наши волонтеры проводят занятия в младшем и средних звеньях школы, участвуют в ученических конференциях, волонтеры школы № 8 являются членами клуба «Фортуна», созданного специально для работы с «трудными подростками» и неблагополучными семьями.
В ноябре 2002 года специалисты ППЦ и волонтеры школ № 3, 8, лицея 15 провели презентацию волонтерского движения на городском форуме «Молодежь изменяет мир!».
В своих школах волонтеры проводят анкетирование школьников и их родителей, выявляя динамику количественных показателей отношения к ПАВ и здоровому образу жизни.
С января 2004 г на базе ППЦ прошли подготовку еще 15 волонтеров из школ № 1, 3, 11, 15, 16, 8. Для единения наших усилий и решения общих задач было проведено 3 слета волонтеров, на которых приняты «Положение о волонтерском движении» и «Кодекс чести волонтера». В перспективе мы хотим создать единую межшкольную общественную организацию, которая бы вносила реальный вклад в решении проблемы воспитания школьников.
Насколько эффективна эта деятельность, уже сегодня показывают результаты проведенного опроса как подготовленных волонтеров, так и только начавших свое обучение на базе ППЦ под руководством наших тренеров Губановой Е. Ю. и Грачевой О. В.
Есть и конкретные факты: следствием профилактической работы, проводимой в школе № 3, которую мы выбрали в качестве экспериментальной площадки, явилось отсутствие правонарушении у учащихся данной школы в летний период.
Есть и стабильные трудности: несмотря на то, что организация работы по профилактике наркозависимости становится все более актуальной, вызывает понимание на местах, но финансово она никак не подкрепляется. Необходимость выхода на новый уровень работы затрудняется из-за недостаточной материально-технической базы.
Для дальнейшего развития волонтерского движения сами волонтеры ставят перед собой следующие задачи:
1. Повышать активность в профилактической деятельности среди учащихся.
2. Проводить слеты волонтеров не реже одного раза в полугодие и собрания волонтеров - не реже одного раза в два месяца.
3. Привлекать к профилактической работе активистов - старшеклассников.
4. Разрабатывать новые формы и методы работы с учащимися по
профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.
5. Издавать газету волонтеров.
 

(Из доклада Снегиревой И. Л., директора Психолого-педагогического центра Отдела
образования г. Березовского)


 

к оглавлению>>>


Наши занятия - не простой разговор о том, что наркомания - это очень плохо и опасно. Они позволяют каждому подростку почувствовать ценность собственного существования, значимость, умение оставаться самим собой, несмотря ни на какие перемены окружающей действительности. Ценность каждого человека как отдельной личности - вот девиз наших занятий. К сожалению, эта ценность по-прежнему определяется нашими социальными ролями. А что делать подростку, если он не оправдал себя в какой-либо роли, не справился с ролью хорошего ребёнка, друга, члена подросткового коллектива? Ему невыносимо больно, трудно, и в этот момент всегда найдётся внешний наполнитель: нынешний мир подсунет ему наркотик.
Подростковый возраст - это возраст, в котором человек интенсивно пытается разобраться в окружающем мире, осмыслить свою роль в нём. Поэтому очень важно воспитать в наших детях привычку к самоанализу. На занятиях мы беседуем о том, что такое самоуважение и чувство собственного достоинства, как важно иметь собственное мнение по любому поводу, быть независимым от «моды» подростковой компании.
Используя известные и применяя новые способы взаимодействия с ребятами, педагоги-психологи Центра знакомят их с возможностями внезапных и далеко не всегда приятных изменений в обществе и во внешнем мире вообще. Свобода и связанная с ней необходимость выбора и принятия решений также не должна пугать представителей будущей жизни. И к этому мы готовим их сегодня.
В следующем учебном году для старшеклассников, желающих заниматься в психолого-педагогическом центре, занятия будут продолжены. И не только, в плане защиты от наркотической зависимости, но и в целях самопознания и изменения своей личности.
 

(По материалам публикации Е.Губановой, газета «Мой город», май 2002г.)

к оглавлению>>>


Компания "Нет-курению!"


Цель:
убедить учащихся в необходимости изучения отношения общества к здоровью и курению.
Задание: Нарисуйте плакаты на тему «12 занятий, заменяющих курение», придумав к ним рекламу и текст.
 

Табак и история его распространения
Табак (латинское его название Nicotiana tabacum) - многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых, выращиваемое обычно как однолетнее. Ближайшие родственники табака - картофель, томат, баклажаны, красный перец, а также (и это, пожалуй, справедливее) белладонна, белена, дурман. Родина табака - Южная Америка. Табак теплолюбив - лучше всего развивается при температуре 24-28°С и любит хорошую почву - предпочтительно черноземную, на которой дает высокие урожаи (до 30 центнеров и более с гектара). В высоту растение достигает 2,5 метра, вверху находятся собранные в соцветия белые, красные или розовые цветы. Плод табака - коробочка, наполненная очень мелкими коричнево-бурыми семенами. Выращивают табак рассадой, урожай листьев убирают в несколько приемов (ломок). После этого листья сортируют, вялят, подвергают ферментации (выдерживают при определенных условиях для того, чтобы табак «созревал»), сушат и отправляют на табачные фабрики, где его определенным образом измельчают и готовят сигареты, папиросы и т. д. Известно несколько красивых декоративных видов табака, выращиваемых в садах.
В Европе табак стал известен после возвращения из Америки участников второй экспедиции Колумба (1496), которые привезли его семена. Первоначально табак в качестве декоративного растения выращивали в Испании, откуда он относительно медленно распространялся в другие страны. Однако процесс распространения табака резко ускорился после того, как табак повторно попал в Европу - из Бразилии он был завезен во Францию. Тогда же началось его широкое употребление.
Обычай курить табак был новым для европейцев, и участники экспедиции Колумба с удивлением наблюдали, как индейцы сворачивают листья какого-то растения, поджигают их и вдыхают дым. Сначала пришельцам казалось даже, что они «пьют» его. Сам Колумб так описал это: «Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретили множество почти голых людей, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они по своему обыкновению «пили». Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали ее, затем каждый делал из нее три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри. Когда все таким образом освежались, трогались в путь снова, а мальчишки несли горящие головешки до следующей остановки».
Вред курения некоторыми европейцами был понят сразу. Известный испанский путешественник Гонзало-Эрнандес де Овьедо в книге «О нравах и обычаях жителей Америки» (1535) писал: «Индейцы, живущие на острове Гиспаньола, имеют очень вредный обычай. Они вдыхают в себя через нос дым, происходящий от сжигания травы, похожей по своим свойствам на белену, и делаются от этого пьяными. Обычай этот они называют табако... Сжигаемую ими траву они ценят очень высоко и садят ее в садах». Однако несмотря на это, табак в Европе вскоре оказался в роли целебного средства. Причин этому было две.
Во-первых, медицина в те далекие времена была крайне бедна лечебными средствами, и вполне понятной явилась надежда людей найти какое-нибудь новое лекарство, тем более что в это время свирепствовали и чума, и сифилис...
Во-вторых, Европа, и в первую очередь Испания, изрядно обогащалась в результате открытия и покорения заморских земель, получая оттуда множество разных товаров, в том числе и диковинных, и в сознании жителей континентальной Европы все привезенное из-за океана рассматривалось в то время как ценное и полезное. Также отнеслись и к табаку. Как и алкоголь, первоначально его использовали в качестве лечебного средства, и убеждение в его пользе или, по крайней мере, безвредности было настолько прочным, что даже в конце XIX века курение считалось занятием вредным лишь для очень нервных, истощенных, ослабленных людей. В одной из выведших в конце XIX века книг ее автор рассматривал курение как совершенно нормальную, естественную потребность людей и на этом основании призывал к отмене государственной пошлины на табак, приравнивая его в этом отношении к хлебу.
Выступая в качестве целебного средства, табак не избежал участи всех других модных лекарств: считали его средством, эффективным при многих болезнях. Францисканский монах Андре Тивэ написал о табаке хвалебный трактат, где сообщалось о таких «чудодейственных» его свойствах, как способность «очищать мозговые соки», «оздоравливать» и т. д. В вышедшем в 1625 году в Базеле учебнике медицины о табаке писалось следующее: «Это зелье очищает нёбо и голову; рассеивает боль и усталость; успокаивает зубные страдания; оберегает людей от чумы; прогоняет вшей; лечит кожу, застарелые раны, нарывы...»
Быстрое распространение табака в Европе связывают со следующим фактом. Посол Португалии в Париже Жак Нико (отсюда название основного действующего вещества табака - никотин) преподнес в 1560 году французской королеве Екатерине Медичи, страдавшей жестокими мигренями, табак в качестве средства, способного «выгонять и уничтожать болезни головы и мозга». После этого табак вошел в моду - сначала в виде порошка для нюханья, - видимо, содействовал этому существовавший тогда обычай окуривать больных дымом разных тлеющих трав.
В более консервативной Англии табак сразу же встретил негативное отношение властей - быть может, потому, что исходил от смертельных в то время врагов Англии - испанцев, или же постоянных соперников в Европе в течение многих лет - французов. Так или иначе, но уже в XVI, а также XVII веках курение табака в Англии оказалось под строгим запретом. Уличенных в этом занятии водили по улицам с петлей на шее, а наиболее злостных курильщиков казнили, и их отрубленные головы с трубкой во рту выставляли на площадях для всеобщего обозрения.
Спустя несколько десятилетий во Франции осознали вред неумеренного потребления табака. В 1680 году король Людовик XIII запретил свободную его продажу, разрешив получать его только в аптеках, по предписанию врача.
Начала выступать против употребления табака и католическая церковь. В 1624 году папа Урбан VIII в специальной булле указывал: «Духовные лица нюхают табак пред алтарями и частым чиханьем нарушают благоговение в церкви» - и повелел таковых отлучать от церкви. В 1692 году в Сантьяго были живьем замурованы в стену пять монахов за то, что они курили сигары у дверей церкви, вместо того чтобы присутствовать на вечернем богослужении.
Следует отметить, однако, что запрещение табака было недол¬гим: во-первых, власти оказались бессильными противостоять его нашествию, во-вторых, они поняли, что из такого вредного занятия, как курение, можно извлечь немалую материальную пользу. Первой монополию на табак ввела Испания, за ней Англия и другие страны. Торговля табаком стала весьма прибыльным делом для казны, и посевы его стали расширяться, занимая новые площади, завоевывая обширные районы. Одновременно развивалась «культура» потребления табака: в моду вошли элегантные шкатулки с нюхательным табаком, были изобретены трубки для курения, табакерки и т. д. В частности, украшенная драгоценными камнями табакерка нередко высочайше даровалась крупному сановнику или военному за особые заслуги. И в настоящее время фантазия художников, дизайнеров, конструкторов направлена на привлекательное оформление табачных изделий и приспособлений для курения, в частности зажигалок и трубок, являющихся объектом коллекционирования. Уже в XVII веке в Англии и Голландии появились первые табачные фабрики, а затем производство табачных изделий во многих странах было поставлено на промышленную основу.
В Россию «богомерзкое зелие, иже от нечестивых галлов табаком нарицается», было завезено в XVI веке иностранными купцами и сразу же было встречено резко отрицательно и царской властью, и духовенством. Табак считали признаком развращения нравов, средством, губительным для народного здоровья. В 1634 году после очередного пожара, возникшего вследствие безответственности курильщиков, царь Михаил Романов издал указ: «На Москве и в городах о табаке заказ учинить крепкий и под смертной казнью, чтобы нигде табак у себя не держали и не пили и табаком не торговали. И за то тем людям чинить наказание большое без пощады под смертной казнью, а дворы их и животы имая продавати и деньги имати в государеву казну». Однако полностью извести курение не удавалось. Пожары продолжались, особенно опасные в связи с тем, что в застройке городов преобладали деревянные строения. В связи с этим в знаменитом «Уложении» (1649) царя Алексея Михайловича предписывалось, в частности, пытать всех, у кого будет найден табак, и бить кнутом до тех пор, пока не признается, откуда табак достал, а торговцам - пороть ноздри, резать носы и ссылать в дальние города. Однако царь Петр I, пристрастившийся к курению во время своего пребывания в Западной Европе, специальным указом (1697) отменил запрет на употребление табака и одновременно ввел налог в пользу казны от его продажи: в частности, английские купцы, начавшие ввозить табак в Россию, обязаны были вносить пошлину в размере около 200 тыс. фунтов стерлингов в год - огромную по тем временам сумму. Дело было настолько выгодным, а вред курения не настолько очевидным, что императрица Екатерина II в 1763 году издала высочайший манифест «О разведении как в Малой России, так и в великороссийских областях насаждений разных чужестранных табаков», где местным властям предписывалось «...всем малороссийким обывателям выдавать безденежно семена американские и печатную инструкцию, как с оными семенами обходиться и как табак
обирать, вялить, вязать в папуши и сохранять». Это мероприятие почти совпало по времени и с высочайшим указанием сажать и разводить картофель, тоже заморское растение (1765). В конечном итоге табак сделался традиционной сельскохозяйственной культурой в ряде южных областей России, где он занимает одни из лучших земель, а табачные изделия прочно вошли в быт многих людей.


Информ-дайджест «Дайте мозгам кислород!»
Жена мне говорит: «Ты настолько прокурился, что ничего не соображаешь». А я говорю: «И Эйнштейн курил, и Есенин!» Кто из нас прав? - вопрос читателя газеты.
Отвечает ученый-биолог:
- Курение знаменитых и великих людей еще не доказывает, что от этого не страдало их мышление. Наоборот, недавно доказано, что пагубная привычка одурманивать себя клубами табачного дыма снижает интеллектуальный потенциал. Такой вывод сделали ученые Лондонского института социометрии, которые обследовали 650 че¬ловек в возрасте старше 64 лет. Исследователи полагают, что при¬чина ухудшения интеллектуальных способностей кроется в отложе¬ниях кальция в сосудах, которые «забиты» у курильщиков куда сильнее, чем у некурящих. Отложения мешают кровообращению и обогащению мозга кислородом.

Мифы о курении.

МИФ: Курение вовсе не так опасно, как говорят некоторые.
РЕАЛЬНОСТЬ:

МИФ: Курение не беспокоит людей, пока они не станут стариками.
РЕАЛЬНОСТЬ:

МИФ: Большинство людей курят сигареты.
РЕАЛЬНОСТЬ:

Анкета «Как я бросил курить»
1. Назовите день, месяц, год последней выкуренной Вами сигареты
2. Назовите марку сигарет, которую Вы предпочитали курить
перед тем, как бросили
3. Расскажите Вашу поучительную историю о том, как Вы бросили курить (10-15 предложений)
4. Опишите, как происходит, по Вашему мнению, приобщение
молодежи к курению?
5. Как Вам удается в настоящее время избегать курения? (расскажите подробно о приемах, уловках, фразах, словах и т. п., применяемых Вами)
6. Снятся ли Вам ситуации, связанные с курением? (часто, редко, никогда). Опишите одну из них
7. Что Вы получили для себя, отказавшись от курения? Опишите
Ваши ощущения, переживания, выгоду и т. п.
8. Как вы относитесь к курящим сверстникам?
9. Как Вы думаете, Ваш(а) будущий(ая) супруг(а) будет курящим(ая)? (да, нет, не знаю)
10. Что Вы посоветуете курящему сверстнику?
11. Появились ли у Вас новые увлечения, привычки после отказа
от курения? (да, нет, не знаю). Если да, то какие?
12. Изменились ли Ваши взаимоотношения с курящими друзья
ми? (да, нет, не знаю). Если да, то каким образом?
13. Улучшилось ли Ваше состояние здоровья после отказа от курени? (да, нет, не знаю). Если да, то каким образом и что конкретно?
14. Какой бы Вы еще задали себе вопрос?

 

Анкета для подростков и молодежи

Ниже приводятся некоторые утверждения, которые обычно высказывают молодые люди по поводу курения. Внимательно прочитайте их. Не спешите с ответами, будьте искренними. Помните, что в анкете нет «правильных» или «неправильных» ответов. Вы отмечаете только свое мнение.
Обведите кружочком цифру, обозначающую степень Вашего согласия с каждым из утверждений.

Утверждения Полностью согласен Скорее согласен Затрудняюсь ответить Скорее не согласен Полностью не согласен
1. Не курить - это «круто» 1 2 3 4 5
2. Курение успокаивает нервы 1 2 3 4 5
3. Курение делает людей менее активными и менее энергичными 1 2 3 4 5
4. Курение - это напрасная трата денег 1 2 3 4 5
5. Курение - это слишком дорогая привычка 1 2 3 4 5
6.Курение способствует похудению 1 2 3 4 5
7.Курение - это интересное времяпрепровождение 1 2 3 4 5
8. Курение- это опасно для здоровья 1 2 3 4 5
9.В курении есть особый шик 1 2 3 4 5
10. Курение - это напрасная трата времени 1 2 3 4 5
11. Курить - это «круто» 1 2 3 4 5
12.Курение делает подростков более интересными 1 2 3 4 5
13. У курильщиков зубы становятся желтыми 1 2 3 4 5
14.Курение дает возможность собраться с мыслями 1 2 3 4 5
15. Курение - это приятные ощущения 1 2 3 4 5
16. От курильщиков плохо пахнет 1 2 3 4 5
17. Курение - это для неудачников 1 2 3 4 5
18.Курение позволяет людям чувствовать себя более комфортно среди других людей 1 2 3 4 5
19,Курение повышает собственную значимость в глазах других 1 2 3 4 5
20. Курение ухудшает показатели в спорте 1 2 3 4 5
21 .Курить - это глупо 1 2 3 4 5
22.Курение позволяет скоротать время ожидания 1 2 3 4 5
23.Курение повышает авторитет среди товарищей 1 2 3 4 5
24. Курение ухудшает внимание и память 1 2 3 4 5
25. Курить - это неинтересно 1 2 3 4 5
26.Курение препятствует достижениям в жизни 1 2 3 4 5
27.Курение - это символ преуспевания в делах и жизни 1 2 3 4 5
28.Курить - это модно и современно 1 2 3 4 5
29.Мне нравится реклама курения 1 2 3 4 5
30. Курить - это не для меня 1 2 3 4 5
31. Если родители не курят, то и мне нечего начинать 1 2 3 4 5
32. Мне нравятся рекламные ролики и щиты против курения 1 2 3 4 5
33.Курят многие люди и с их здоровьем ничего не происходит 1 2 3 4 5
34.Если родители курят, то и мне можно начать курить 1 2 3 4 5
35.Я уже взрослый и могу попробовать курить 1 2 3 4 5
36.От табака становишься зависимым и несвободным 1 2 3 4 5
37. Я бы значительно возвысился бы в глазах
сверстников, если бы начал курить 1 2 3 4 5
38. Лучше никогда не пробовать курить 1 2 3 4 5
39. Я не стану по-настоящему взрослым, если не отведаю вкуса табака 1 2 3 4 5
40. Я выглядел(а) бы довольно смешным(ой), если бы закурил(а) только ради того, чтобы произвести впечатление на сверстников (сверстниц) 1 2 3 4 5
Подсчет результатов: утверждения со звездочкой подсчитываются в обратном порядке - цифра 1 означает 5 баллов, цифра 2-4 балла и т. д. Все результаты суммируются. Результат до 90 баллов - нет предрасположенности к курению, сам процесс курения не одобряется. От 91 до 120 баллов - нейтральное отношение к курению, возможно приобщение к нему при случае. От 121 и выше - положительное отношение к курению, возможно, подросток уже приобщился к нему.


Практические советы тем, кто решил бросить курить:
1. Сообщите своим друзьям, родителям, родственникам, что вы бросаете курить. Чем больше народа будет знать о вашем решении, тем больше появится ответственности довести начатое до конца.
2. Не зарекайтесь бросить курение «навсегда» - бросьте сначала на один день, потом еще, еще и еще на один.
3. Выберите определенный день, соберитесь с духом - и бросьте. Чтобы отвлечься, займитесь чем-нибудь с друзьями, которые не курят.
4. Выбросьте все, что напоминало бы вам о курении, - пепельницу, спички и т. д.
5. Запаситесь жевательной резинкой без сахара, мятными таблетками, морковкой и т. д.
6. Помните, что, если вы сможете бросить курить, вы научитесь распоряжаться своей судьбой. Вам будет проще принимать другие важные решения.
7. Постоянно напоминайте себе, что курение будет обязательно мешать выполнению поставленных перед вами задач.
8. Основываясь на собственном опыте, можете разработать программу в помощь тем, кто хочет бросить курить.
9. Подумайте об организации группы самопомощи. Потрудитесь над изменением своего поведения. Хорошо продуманная программа изменения линии поведения может научить человека, как вновь стать некурящим.
Вы бросили курить:

Информ-дайджест
«Еще одна попытка бросить курить»
Новейший рецепт профессора, доктора медицинских наук А. Т. Филатова: 1 столовую ложку листьев эвкалипта залить 1/2 литра кипятка, настоять 1 час. Добавить 1 столовую ложку меда, 1 столовую ложку глицерина. Принимать по 1/4 стакана 7 раз в день. Курс лечения - 30 дней.
Одновременно выполняйте следующие правила. Каждые день-два уменьшайте количество сигарет на 1 штуку, увеличивайте интервалы между перекурами. Когда сигарет останется 5-7 штук, выкуривайте их не полностью: на три четверти, наполовину. Через несколько дней делайте только несколько затяжек. Старайтесь с самого начала как можно дольше не курить с утра, не курить после еды. Уберите из квартиры, из любого помещения все, что напоминает о курении: зажигалки, пепельницы, сигареты.
 

к оглавлению>>>

Хостинг от uCoz